«Ритуал Высшей Магии» (Элифас Леви, пер. И. Харун) — Аркан XX

«Ритуал Высшей Магии» (Элифас Леви, пер. И. Харун) — Аркан XX

«Великие Арканы Таро» (Шмаков)
I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII XIII XIV XV XVI XVII XVIII XIX XX XXI XXII
«Догма Высшей Магии» (Элифас Леви, пер. И. Харун)
I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII XIII XIV XV XVI XVII XVIII XIX XX XXI XXII
«Курс Энциклопедии оккультизма» (Г. О. М.)
I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII XIII XIV XV XVI XVII XVIII XIX XX XXI XXII
«Ритуал Высшей Магии» (Элифас Леви, пер. И. Харун)
I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII XIII XIV XV XVI XVII XVIII XIX XX XXI XXII
Изображения Аркана из различных колод
I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII XIII XIV XV XVI XVII XVIII XIX XX XXI XXII

Глава 20
КУДЕСНИЧЕСТВО

Мы определили чудеса, как естественные следствия чрезвычайных причин.

Непосредственное действие человеческой воли на тела, или, по крайней мере, таковое действие, осуществляемое без видимых средств, и является чудом в мире физическом.

Воздействие, осуществляемое на волю или ум мгновенно или за некоторое время, и способное пленить мысли, изменить самые твёрдые решения, парализовать самые буйные страсти, – такое воздействие является чудом в мире душевном.

Типичная ошибка, в отношении чудес, это смотреть на них, как на следствия без причин, как на противоречия природы, как на случайные капризы божественного воображения; и люди не задумываются, что и одно чудо такого рода разрушило бы мировую гармонию и ввергнуло бы Вселенную в хаос.

Есть чудеса, невозможные даже для самого Бога, – это чудеса абсурдные. Если бы Бог мог быть абсурдным хоть на мгновенье, то в следующее мгновение ни Он, ни мир уже не существовали бы. Ожидать от божественного судьи следствия неадекватного причине, или вообще не имеющего причины, вот что называется – искушать Бога; вот что означает – броситься в пропасть.

Бог действует через свои творения: на небесах – через ангелов, на земле – через людей. Итак, в сфере действия ангелов, ангелы могут всё, что только возможно для Бога, а в сфере действия людей, люди обладают всемогуществом божиим.

На небесах человеческих идей, это человечество сотворило Бога, а люди думают, что Бог создал их по своему́ образу, потому что они создали его по своему́.

Царством человека является вся телесная и видимая природа на земле, и если ему не дано управлять ни великими светилами, ни звёздами, то, по крайней мере, он может вычислять их движение, измерять до них расстояние и соотносить свою волю с их влиянием; он может изменять атмосферу, в определённой степени воздействовать на времена года, исцелять или делать больными себе подобных, сохранять жизнь или нести смерть, а под сохранением жизни мы понимаем, как мы уже о том сказали, воскрешение в определённых случаях.

Абсолют в разуме и воле – вот величайшая сила, какую только может обрести человек, и именно с помощью этой силы он совершает то, чем толпа восхищается под именем чудес.

Самая безупречная чистота намерений – вот без чего нельзя обойтись в кудесничестве, затем нужен благоприятный поток и безграничная вера.

Человек, которому удалось достигнуть состояния, когда он уже ничего не жаждет и ничего не боится, является хозяином всего. Вот что хотели сказать той прекрасной притчей из Евангелия, когда Божьему Сыну, трижды одержавшему победу над нечистым духом, прислуживают ангелы в пустыне.

Ничто на земле не устоит перед свободной и благоразумной волей. Когда мудрец говорит: «Я хочу!», то это сам Бог хочет, и всё, что он ни прикажет, исполниться.

Знания и вера лекаря – вот что придаёт целительные свойства его лекарствам, и нет никакого иного действенного лекарства, кроме кудесничества.

Итак, оккультное лечение, является ли оно несовместимым со всеми обычными медикаментозными лечениями. Прежде всего, оно лечит словами, дуновениями, и посредством воли придаёт разнообразные целебные свойства самым простым веществам, как то: воде, елею [маслу], вину, камфаре, соли. Вода гомеопатов – это настоящая магнетическая и заколдованная вода, действующая через веру. Сильнодействующие вещества, которые в неё добавляют в так сказать бесконечно малых количествах, является освящающими и как бы знаками воли лекаря.

То, что грубо называют шарлатанством, является великим средством достижения настоящего успеха в лечении, если это шарлатанство достаточно умелое, чтобы внушить к себе большое доверие и образовать круг веры. В медицине, прежде всего, спасает вера.

Едва ли найдётся такая деревня, которая бы не имела своего оккультного целителя или целительницы, и почти везде и всегда эти люди достигают несравненно больших результатов, чем выпускники медицинских факультетов. Лекарства, которые они прописывают, зачастую кажутся странными и смехотворными, но это только к лучшему, потому что они требуют в себя больше веры со стороны и больного и лекаря.

Один старый купец, из среды наших друзей, человек со странным характером и крайне религиозным чувством, после того, как оставил торговлю, начал даром, по христианской любви, лечить оккультным способом в одной из провинций Франции. Он использовал для всех болезней только елей, дуновения и молитвы. Судебный процесс, который был против него начат за незаконную медицинскую практику, выявил, что в течение приблизительно пяти лет он излечил десять тысяч человек, и что число верящих в его практику возрастало без конца и достигло таких масштабов, что заставило всерьёз встревожиться всех местных врачей.

Мы видели в Ле-Мане одну бедную монахиню, которую все считали слегка полоумной, и которая лечила всех больных в соседних деревнях при помощи ею изобретённых эликсира и пластыря. Эликсир предназначался для внутреннего употребления, а пластырь – для внешнего, и таким образом ничто не могло устоять перед этой универсальной панацеей. Пластырь всегда прилипал к коже только в тех местах, где было нужно; во всех остальных местах он сворачивался и падал; по крайней мере, так утверждала эта сестра и в этом заверяли её больные. Эту кудесницу тоже привлекли к суду, поскольку она отбивала клиентуру у всех местных врачей. Её заточили в монастырь, но вскоре под давлением народа её стали выпускать, по меньшей мере, раз в неделю. Мы видели, в день приёма сестры Жанны Франсуазы, деревенских жителей, прибывшими накануне, в ожидании своей очереди, и лежащими у ворот монастыря; они спали на сырой земле и ждали только одного – момента, когда получат пластырь и эликсир этой сестры.

Лекарство было одним и тем же против всех болезней, так что казалось, сестре не было нужды выслушивать истории болезней своих пациентов. Однако она выслушивала каждого с огромным вниманием и вручала ему своё снадобье только со знанием причины заболевания. В этом и заключался магический секрет. Направленное намерение придавало лекарству специфическое целебное свойство. Само по себе это лекарство было безразличным. Её эликсир представлял собой водку, ароматизированную и приправленную соком горьких трав; пластырь представлял собой смесь, весьма похожую по цвету и запаху на териак [противоядие], возможно это была опийная бургундская смола. Чем бы оно ни было, это снадобье творило чудеса, и гнев крестьян пал бы на голову любого, кто усомнился бы в чудесах этой сестры христовой.

Мы знали одного жившего в предместье Парижа старого садовника-кудесника, который творил чудесные исцеления, и смешивал в своих склянках соки всех трав Святой Жанны. У этого садовника был брат, сильный духом, который посмеивался над колдуном. Бедный садовник, не выдержав насмешек этого неверующего, стал сомневаться в себе и… чудеса прекратились; больные утратили к нему доверие, и наш кудесник, потеряв силы и отчаявшись, умер безумцем.

Аббат Тьер, кюре Вибрея, в своём замечательном «Трактате о суевериях», сообщает об одной женщине, болевшей тяжёлой на вид формой офтальмии, которая, внезапно и таинственным образом исцелившись, призналась на исповеди одному священнику, что прибегла к помощи магии. Она долго докучала одному клирику, которого считала волшебником, чтобы тот дал ей носить на себе какую-нибудь надпись, и этот клирик вручил ей какой-то свёрнутый кусок пергамента, посоветовав при этом трижды в день мыться холодной водой. Священник, исповедовавший эту женщину, заставил её отдать этот пергамент, и нашёл на нём такие слова: Eruat diabolus oculos tuos et repleat stercoribus loca vacantia. Он перевёл эти слова простодушной женщине, которая была ошарашена; но, тем не менее, они её исцелили.

Вдувание – один из наиболее важных методов оккультной медицины, ибо оно является идеальным знаком передачи жизни. Вдохновлять, между прочим, как раз и значит дышать на кого-нибудь или что-нибудь, и мы уже знаем, благодаря универсальному догмату Гермеса, что качества вещей создают слова, и что существует точная пропорция между идеями и словами, которые являются первыми формами и вербальными реализациями идей.

В зависимости от того тёплое дыхание или холодное, оно бывает притягивающим или отталкивающим. Тёплое дыхание соответствует положительному электричеству, а холодное – отрицательному. Так, электризующиеся и нервные животные боятся холодного дыхания, что можно проверить на опыте, попробуйте подышать на кота, чьи любезности вам надокучили. Если пристально смотреть прямо в глаза тигру или льву, и подуть ему в морду, то они будут ошарашены настолько, что отступят перед вами.

Тёплое и продолжительное вдувание восстанавливает кровообращение, устраняет ревматические и подагрические боли, восстанавливает душевное равновесие и снимает усталость. В устах симпатичного и доброго человека, это – универсальное обезболивающее. Холодное вдувание успокаивает боли, вызванные застоем и скоплением жидкостей. Итак, нужно чередовать эти два дыхания, учитывая полярность человеческого организма, и действуя противолежащим образом на полюса, которые подвергают, один за другим, противоположному магнетизму. Таким образом, чтобы вылечить воспалённый глаз, нужно вдувать тёплое и мягкое дыхание в здоровый глаз, затем приступить к холодным вдыханиям на воспалённый глаз, точно соблюдая расстояния и пропорции как и с тёплым дыханием. Магнетические пассы сами по себе действуют как дыхание, и являются настоящим дыханием благодаря потению и излучению внутреннего воздуха, мерцающего животворящим светом; медленные пассы являются тёплым дыханием, которое собирает и возносит дух; быстрые пассы являются холодным дыханием, которое развевает силы и предотвращает закупорку [застой, кровоизлияние]. Тёплое дыхание до́лжно осуществлять поперёк или снизу вверх; холодное дыхание имеет большую силу, когда направлено сверху вниз.

Мы дышим не только через рот и ноздри; повсеместная пористость нашего тела является настоящим дыхательным аппаратом, конечно же, не достаточным, но крайне нужным для жизни и здоровья. Кончики пальцев, где находятся окончания всех нервов, излучают астральный свет или вдыхают его, в зависимости от нашей воли. Магнетические бесконтактные пассы являются простым и лёгким дуновением; прикасание добавляет к дуновению уравновешивающее симпатическое впечатление. Прикосновение полезно, и даже необходимо, для предотвращения галлюцинаций в начале сомнамбулизма. Именно причастие к физической реальности предупреждает мозг и возвращает отклонившееся воображение; но оно [прикосновение] не должно быть слишком продолжительным, когда речь идёт лишь о магнетизировании. Если полное и продолжительное прикосновение и полезно в определённых случаях, то действие, которое нужно тогда осуществлять над субъектом, относиться скорее к инкубации или массажу, чем к магнетизму как таковому.

Мы уже приводили примеры инкубации [лечение сном], взятые из самой почитаемой книги христиан; всё эти примеры относятся к исцелению случаев летаргии, считающихся неизлечимыми, поэтому мы вправе называть их воскрешениями. Что до массажа, то он по-прежнему широко применяется на Востоке, где его с большим успехом практикуют в общественных банях и находят его очень полезным. Он представляет собой систему поглаживаний, растягиваний и надавливаний, протяжно и медленно совершаемых над всеми членами и всеми мышцами, что приводит к новому равновесию сил, чувству полного отдыха и хорошему самочувствию с очень заметным обновлением бодрости и крепости.

Вся сила оккультного целителя заключается в осознании им своей воли, а всё его искусство сводиться к пробуждению веры в его больном. Если сколько-нибудь можешь веровать, – сказал Господь, – всё возможно верующему.1 Нужно властвовать над своим субъектом через мимику, интонацию голоса, жесты; внушить ему доверие отеческим обращением, развеселить его бодрой и весёлой беседой. Рабле, который был бо́льшим волшебником, чем каковым он прикидывался, сделал эпикуреизм своей оригинальной панацеей. Он заставлял своих пациентов смеяться, и все средства, которые он им затем назначал, действовали на них куда лучше; он устанавливал между собой и ими магнетическую симпатию, благодаря которой он им передавал свою веру и своё хорошее настроение; в своих вступлениях он льстил им, называя их своими самыми дорогими, самыми знатными пациентами, и посвящал им свои труды. А потому мы убеждены, что в ту эпоху религиозной ненависти и гражданских войн, «Гаргантюа и Пантагрюэль» избавили больше людей от уныния, от предрасположенности к безумию, от жёлчных маний, чем все выпускники медицинских факультетов вместе взятые не смогли бы даже обследовать.

Оккультная медицина зиждется на симпатии. Между врачом и его больным должна существовать взаимная симпатия или, по крайней мере, добрая воля. Сиропы и микстуры сами по себе не имеют никакой пользы; они есть то, чем их делает вера врача и пациента; поэтому гомеопатическая медицина отвергает их, не терпя от этого никакого убытка. Елея и вина, смешанных с солью, или с камфарой, может оказаться достаточно для перевязки любых поверхностных ран и царапин, или для обезболивающих примочек. Елей и вино являются лекарствами по определению евангельского предания. Это бальзам Самаритянина, и в Апокалипсисе, пророк, описывая великие бедствия, молит силы мщения пожалеть елей и вино2, т.е. оставить надежду и средство от всяких ран. То, что у нас называется соборованием, у первых христиан и в намерении святого апостола Иакова, который включил эту заповедь в своё Послание к верующим всего мира, было простой и чистой практикой традиционной медицины Господа. Болен ли кто из вас, – пишет он, – пусть призовёт пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне.3 Постепенно эта божественная терапевтическая наука была забыта, а соборование стало рассматриваться как религиозная формальность, необходимая перед смертью. Однако, чудотворные свойства святого елея не могут быть полностью преданы забвению традиционным догматом, и они увековечены в том абзаце катехизиса, в котором идёт речь о соборовании.

Самыми целительными среди первых христиан были вера и любовь. Большинство болезней имеют своим источником душевные расстройства: начинать надо с исцеления души, а тогда и тело быстро пойдёт на поправку.

Примечания

1. Евангелие от Марка 9:23 – прим. И.Х.

2. И слышал я голос посреди четырёх животных, говорящий: хиникс пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай. (Апокалипсис 6:6). – прим. И.Х.

3. Послание Иакова 5:14 – прим. И.Х.