Мы определили чудеса, как естественные следствия чрезвычайных причин.
Непосредственное действие человеческой воли на тела, или, по крайней мере, таковое действие, осуществляемое без видимых средств, и является чудом в мире физическом.
Воздействие, осуществляемое на волю или ум мгновенно или за некоторое время, и способное пленить мысли, изменить самые твёрдые решения, парализовать самые буйные страсти, – такое воздействие является чудом в мире душевном.
Типичная ошибка, в отношении чудес, это смотреть на них, как на следствия без причин, как на противоречия природы, как на случайные капризы божественного воображения; и люди не задумываются, что и одно чудо такого рода разрушило бы мировую гармонию и ввергнуло бы Вселенную в хаос.
Есть чудеса, невозможные даже для самого Бога, – это чудеса абсурдные. Если бы Бог мог быть абсурдным хоть на мгновенье, то в следующее мгновение ни Он, ни мир уже не существовали бы. Ожидать от божественного судьи следствия неадекватного причине, или вообще не имеющего причины, вот что называется – искушать Бога; вот что означает – броситься в пропасть.
Бог действует через свои творения: на небесах – через ангелов, на земле – через людей. Итак, в сфере действия ангелов, ангелы могут всё, что только возможно для Бога, а в сфере действия людей, люди обладают всемогуществом божиим.
На небесах человеческих идей, это человечество сотворило Бога, а люди думают, что Бог создал их по своему́ образу, потому что они создали его по своему́.
Царством человека является вся телесная и видимая природа на земле, и если ему не дано управлять ни великими светилами, ни звёздами, то, по крайней мере, он может вычислять их движение, измерять до них расстояние и соотносить свою волю с их влиянием; он может изменять атмосферу, в определённой степени воздействовать на времена года, исцелять или делать больными себе подобных, сохранять жизнь или нести смерть, а под сохранением жизни мы понимаем, как мы уже о том сказали, воскрешение в определённых случаях.
Абсолют в разуме и воле – вот величайшая сила, какую только может обрести человек, и именно с помощью этой силы он совершает то, чем толпа восхищается под именем чудес.
Самая безупречная чистота намерений – вот без чего нельзя обойтись в кудесничестве, затем нужен благоприятный поток и безграничная вера.
Человек, которому удалось достигнуть состояния, когда он уже ничего не жаждет и ничего не боится, является хозяином всего. Вот что хотели сказать той прекрасной притчей из Евангелия, когда Божьему Сыну, трижды одержавшему победу над нечистым духом, прислуживают ангелы в пустыне.
Ничто на земле не устоит перед свободной и благоразумной волей. Когда мудрец говорит: «Я хочу!», то это сам Бог хочет, и всё, что он ни прикажет, исполниться.
Знания и вера лекаря – вот что придаёт целительные свойства его лекарствам, и нет никакого иного действенного лекарства, кроме кудесничества.
Итак, оккультное лечение, является ли оно несовместимым со всеми обычными медикаментозными лечениями. Прежде всего, оно лечит словами, дуновениями, и посредством воли придаёт разнообразные целебные свойства самым простым веществам, как то: воде, елею [маслу], вину, камфаре, соли. Вода гомеопатов – это настоящая магнетическая и заколдованная вода, действующая через веру. Сильнодействующие вещества, которые в неё добавляют в так сказать бесконечно малых количествах, является освящающими и как бы знаками воли лекаря.
То, что грубо называют шарлатанством, является великим средством достижения настоящего успеха в лечении, если это шарлатанство достаточно умелое, чтобы внушить к себе большое доверие и образовать круг веры. В медицине, прежде всего, спасает вера.
Едва ли найдётся такая деревня, которая бы не имела своего оккультного целителя или целительницы, и почти везде и всегда эти люди достигают несравненно больших результатов, чем выпускники медицинских факультетов. Лекарства, которые они прописывают, зачастую кажутся странными и смехотворными, но это только к лучшему, потому что они требуют в себя больше веры со стороны и больного и лекаря.
Один старый купец, из среды наших друзей, человек со странным характером и крайне религиозным чувством, после того, как оставил торговлю, начал даром, по христианской любви, лечить оккультным способом в одной из провинций Франции. Он использовал для всех болезней только елей, дуновения и молитвы. Судебный процесс, который был против него начат за незаконную медицинскую практику, выявил, что в течение приблизительно пяти лет он излечил десять тысяч человек, и что число верящих в его практику возрастало без конца и достигло таких масштабов, что заставило всерьёз встревожиться всех местных врачей.
Мы видели в Ле-Мане одну бедную монахиню, которую все считали слегка полоумной, и которая лечила всех больных в соседних деревнях при помощи ею изобретённых эликсира и пластыря. Эликсир предназначался для внутреннего употребления, а пластырь – для внешнего, и таким образом ничто не могло устоять перед этой универсальной панацеей. Пластырь всегда прилипал к коже только в тех местах, где было нужно; во всех остальных местах он сворачивался и падал; по крайней мере, так утверждала эта сестра и в этом заверяли её больные. Эту кудесницу тоже привлекли к суду, поскольку она отбивала клиентуру у всех местных врачей. Её заточили в монастырь, но вскоре под давлением народа её стали выпускать, по меньшей мере, раз в неделю. Мы видели, в день приёма сестры Жанны Франсуазы, деревенских жителей, прибывшими накануне, в ожидании своей очереди, и лежащими у ворот монастыря; они спали на сырой земле и ждали только одного – момента, когда получат пластырь и эликсир этой сестры.
Лекарство было одним и тем же против всех болезней, так что казалось, сестре не было нужды выслушивать истории болезней своих пациентов. Однако она выслушивала каждого с огромным вниманием и вручала ему своё снадобье только со знанием причины заболевания. В этом и заключался магический секрет. Направленное намерение придавало лекарству специфическое целебное свойство. Само по себе это лекарство было безразличным. Её эликсир представлял собой водку, ароматизированную и приправленную соком горьких трав; пластырь представлял собой смесь, весьма похожую по цвету и запаху на териак [противоядие], возможно это была опийная бургундская смола. Чем бы оно ни было, это снадобье творило чудеса, и гнев крестьян пал бы на голову любого, кто усомнился бы в чудесах этой сестры христовой.
Мы знали одного жившего в предместье Парижа старого садовника-кудесника, который творил чудесные исцеления, и смешивал в своих склянках соки всех трав Святой Жанны. У этого садовника был брат, сильный духом, который посмеивался над колдуном. Бедный садовник, не выдержав насмешек этого неверующего, стал сомневаться в себе и… чудеса прекратились; больные утратили к нему доверие, и наш кудесник, потеряв силы и отчаявшись, умер безумцем.
Аббат Тьер, кюре Вибрея, в своём замечательном «Трактате о суевериях», сообщает об одной женщине, болевшей тяжёлой на вид формой офтальмии, которая, внезапно и таинственным образом исцелившись, призналась на исповеди одному священнику, что прибегла к помощи магии. Она долго докучала одному клирику, которого считала волшебником, чтобы тот дал ей носить на себе какую-нибудь надпись, и этот клирик вручил ей какой-то свёрнутый кусок пергамента, посоветовав при этом трижды в день мыться холодной водой. Священник, исповедовавший эту женщину, заставил её отдать этот пергамент, и нашёл на нём такие слова: Eruat diabolus oculos tuos et repleat stercoribus loca vacantia. Он перевёл эти слова простодушной женщине, которая была ошарашена; но, тем не менее, они её исцелили.
Вдувание – один из наиболее важных методов оккультной медицины, ибо оно является идеальным знаком передачи жизни. Вдохновлять, между прочим, как раз и значит дышать на кого-нибудь или что-нибудь, и мы уже знаем, благодаря универсальному догмату Гермеса, что качества вещей создают слова, и что существует точная пропорция между идеями и словами, которые являются первыми формами и вербальными реализациями идей.
В зависимости от того тёплое дыхание или холодное, оно бывает притягивающим или отталкивающим. Тёплое дыхание соответствует положительному электричеству, а холодное – отрицательному. Так, электризующиеся и нервные животные боятся холодного дыхания, что можно проверить на опыте, попробуйте подышать на кота, чьи любезности вам надокучили. Если пристально смотреть прямо в глаза тигру или льву, и подуть ему в морду, то они будут ошарашены настолько, что отступят перед вами.
Тёплое и продолжительное вдувание восстанавливает кровообращение, устраняет ревматические и подагрические боли, восстанавливает душевное равновесие и снимает усталость. В устах симпатичного и доброго человека, это – универсальное обезболивающее. Холодное вдувание успокаивает боли, вызванные застоем и скоплением жидкостей. Итак, нужно чередовать эти два дыхания, учитывая полярность человеческого организма, и действуя противолежащим образом на полюса, которые подвергают, один за другим, противоположному магнетизму. Таким образом, чтобы вылечить воспалённый глаз, нужно вдувать тёплое и мягкое дыхание в здоровый глаз, затем приступить к холодным вдыханиям на воспалённый глаз, точно соблюдая расстояния и пропорции как и с тёплым дыханием. Магнетические пассы сами по себе действуют как дыхание, и являются настоящим дыханием благодаря потению и излучению внутреннего воздуха, мерцающего животворящим светом; медленные пассы являются тёплым дыханием, которое собирает и возносит дух; быстрые пассы являются холодным дыханием, которое развевает силы и предотвращает закупорку [застой, кровоизлияние]. Тёплое дыхание до́лжно осуществлять поперёк или снизу вверх; холодное дыхание имеет большую силу, когда направлено сверху вниз.
Мы дышим не только через рот и ноздри; повсеместная пористость нашего тела является настоящим дыхательным аппаратом, конечно же, не достаточным, но крайне нужным для жизни и здоровья. Кончики пальцев, где находятся окончания всех нервов, излучают астральный свет или вдыхают его, в зависимости от нашей воли. Магнетические бесконтактные пассы являются простым и лёгким дуновением; прикасание добавляет к дуновению уравновешивающее симпатическое впечатление. Прикосновение полезно, и даже необходимо, для предотвращения галлюцинаций в начале сомнамбулизма. Именно причастие к физической реальности предупреждает мозг и возвращает отклонившееся воображение; но оно [прикосновение] не должно быть слишком продолжительным, когда речь идёт лишь о магнетизировании. Если полное и продолжительное прикосновение и полезно в определённых случаях, то действие, которое нужно тогда осуществлять над субъектом, относиться скорее к инкубации или массажу, чем к магнетизму как таковому.
Мы уже приводили примеры инкубации [лечение сном], взятые из самой почитаемой книги христиан; всё эти примеры относятся к исцелению случаев летаргии, считающихся неизлечимыми, поэтому мы вправе называть их воскрешениями. Что до массажа, то он по-прежнему широко применяется на Востоке, где его с большим успехом практикуют в общественных банях и находят его очень полезным. Он представляет собой систему поглаживаний, растягиваний и надавливаний, протяжно и медленно совершаемых над всеми членами и всеми мышцами, что приводит к новому равновесию сил, чувству полного отдыха и хорошему самочувствию с очень заметным обновлением бодрости и крепости.
Вся сила оккультного целителя заключается в осознании им своей воли, а всё его искусство сводиться к пробуждению веры в его больном. Если сколько-нибудь можешь веровать, – сказал Господь, – всё возможно верующему.1 Нужно властвовать над своим субъектом через мимику, интонацию голоса, жесты; внушить ему доверие отеческим обращением, развеселить его бодрой и весёлой беседой. Рабле, который был бо́льшим волшебником, чем каковым он прикидывался, сделал эпикуреизм своей оригинальной панацеей. Он заставлял своих пациентов смеяться, и все средства, которые он им затем назначал, действовали на них куда лучше; он устанавливал между собой и ими магнетическую симпатию, благодаря которой он им передавал свою веру и своё хорошее настроение; в своих вступлениях он льстил им, называя их своими самыми дорогими, самыми знатными пациентами, и посвящал им свои труды. А потому мы убеждены, что в ту эпоху религиозной ненависти и гражданских войн, «Гаргантюа и Пантагрюэль» избавили больше людей от уныния, от предрасположенности к безумию, от жёлчных маний, чем все выпускники медицинских факультетов вместе взятые не смогли бы даже обследовать.
Оккультная медицина зиждется на симпатии. Между врачом и его больным должна существовать взаимная симпатия или, по крайней мере, добрая воля. Сиропы и микстуры сами по себе не имеют никакой пользы; они есть то, чем их делает вера врача и пациента; поэтому гомеопатическая медицина отвергает их, не терпя от этого никакого убытка. Елея и вина, смешанных с солью, или с камфарой, может оказаться достаточно для перевязки любых поверхностных ран и царапин, или для обезболивающих примочек. Елей и вино являются лекарствами по определению евангельского предания. Это бальзам Самаритянина, и в Апокалипсисе, пророк, описывая великие бедствия, молит силы мщения пожалеть елей и вино2, т.е. оставить надежду и средство от всяких ран. То, что у нас называется соборованием, у первых христиан и в намерении святого апостола Иакова, который включил эту заповедь в своё Послание к верующим всего мира, было простой и чистой практикой традиционной медицины Господа. Болен ли кто из вас, – пишет он, – пусть призовёт пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне.3 Постепенно эта божественная терапевтическая наука была забыта, а соборование стало рассматриваться как религиозная формальность, необходимая перед смертью. Однако, чудотворные свойства святого елея не могут быть полностью преданы забвению традиционным догматом, и они увековечены в том абзаце катехизиса, в котором идёт речь о соборовании.
Самыми целительными среди первых христиан были вера и любовь. Большинство болезней имеют своим источником душевные расстройства: начинать надо с исцеления души, а тогда и тело быстро пойдёт на поправку.
1. Евангелие от Марка 9:23 – прим. И.Х.
2. И слышал я голос посреди четырёх животных, говорящий: хиникс пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай. (Апокалипсис 6:6). – прим. И.Х.
3. Послание Иакова 5:14 – прим. И.Х.