Итак, мы покончили с адом, и теперь вдыхаем полной грудью, вернувшись на белый свет, после хождения по подземельям чёрной магии. Отойди, Сатана! мы отрекаемся тебя, твоих прелестей, твоих дел, но ещё более от твоих уродств, твоих жалкостей, твоих ничтожностей, и твоих обманов! Великий посвящённый видел тебя, спадшего с неба, как молнию. Христианская легенда изменила тебя, изобразив твою драконью голову, покорно лежащую под стопой Божьей Матери. Ты для нас – образ неведения и тайны; ты – это глупость и слепой фанатизм; ты – это инквизиция и её ад; ты – это бог Торквемады и Александра VI; ты стал игрушкой наших детей, и твоё последнее место рядом с Полишинелем; теперь ты всего лишь комичный персонаж наших бродячих театров и вывеска-реклама в некоторых религиозных, так сказать, лавках.
За шестнадцатым ключом Таро, который изображает руины храма Сатаны, на семнадцатой странице мы находим величественный и великолепный символ.
Обнажённая женщина, бессмертная девушка, изливает на землю воду мировой жизни, истекающую из двух сосудов: одного – золотого, другого – серебряного; подле неё – цветущий куст, на котором сидит бабочка Психеи; над нею – сверкающая восьмиугольная звезда, окружённая семью другими звёздами.
Я верю в вечную жизнь! – Таково последнее слово символа веры христиан, и уже только одно это слово есть всё исповедание веры.
Древние, сравнивая спокойствие и мирность необъятности неба, усеянного неподвижными светилами, с волнениями и тьмой этого мира, полагали, что они нашли в этой красивой, написанной золотыми буквами книге, окончательное решение загадки предназначения; своим воображением они проводили линии соответствия между этими сверкающими точками божественного писания, и говорят, что первые созвездия, выделенные пастухами Халдеи, были также и первыми знаками каббалистических букв.
Эти знаки, чертившиеся поначалу линиями, а затем превратившиеся в иероглифические фигуры, – согласно Моро де Даммартену, автору крайне любопытного труда о происхождении знаков азбуки, – предопределили выбор древними магами фигур Тарот, в которых этот учёный увидел, как и мы, первоначальную и священную книгу.
Так, по мнению этого учёного, китайский иероглиф дзе [tseu], еврейская буква алеф и греческая альфа, будучи иероглифическим изображением фигуры фокусника, взяты из созвездия Журавля, соседа звёздной Рыбы восточного полушария.
Китайский иероглиф Чу [tcheou], еврейская буква бет и латинская В, соответствующая жрице или Юноне, были образованы из головы Овна; китайский янь, еврейская гимель и латинская G, изображаемые царицей, взяты из созвездия Большой Медведицы и т.д.
Каббалист Гаффарель, которого мы уже упоминали не один раз, нарисовал планисферу, на которой все созвездия образовывают еврейские буквы; но мы признаём, что их начертания кажутся нам часто слишком произвольными, и что мы не понимаем, почему, по одной лишь звезде, например, Гаффарель предпочитает начертить ד, а не ו, или ז; четыре звезды равно дают ת, или ה, или ח, как и א. Это удержало нас от того, чтобы привести здесь копию планисферы Гаффареля, труды которого, к тому же, не являются такими уж редкими. Эта планисфера воспроизведена в труде Пьера Монфокона о религиях и суевериях мира, и копия её также находится в труде по магии, опубликованном мистиком Эккартсгаузеном.
Впрочем, учёные ещё не пришли к единому мнению о начертании букв первобытного алфавита. Итальянское Таро, готические начертания которого оставляют желать лучшего, соответствует, по расположению своих фигур, еврейскому алфавиту, который называют ассирийским и бывшему в употреблении со времён еврейского плена; но существуют фрагменты других карт Таро, предшествующих этим, в которых расположение не такое. Поскольку в вопросах науки не должно гадать, то чтобы определиться с нашим мнением, мы подождём новых и более определённых открытий.
Что касается звёздного алфавита, то мы считаем его многозначным, подобно расположению облаков, которые, кажется, принимают те формы, которые придаст им наше воображение. Группы звёзд – это как точки в геомантии и расклад карт в современной картомантии. Это – предлог к тому, чтобы замагнетизировать самого себя, и инструмент, который может помочь собрать и определить природную интуицию. Так, каббалист, хорошо знакомый с мистическими иероглифами, увидит в звёздах знаки, которые не сможет в них обнаружить простой пастух; но пастух, со своей стороны, может заметить в них такие сочетания, которые ускользнут от взора каббалиста. Сельские жители видят в поясе и мече Ориона грабли; еврейский каббалист может увидеть в этом же Орионе, рассмотренном в его полноте, все тайны Иезекииля, десять сефирот, расположенных тройками, центральный треугольник, образованный четырьмя звёздами, затем линии из трёх звёзд, образующих букву Йод, и эти две фигуры вместе, выражающие все тайны Берешит, затем четыре звезды, образующие колёса Меркавы и составляющие божественную колесницу. Посмотрев с другой стороны и расположив воображаемые линии другим способом, то он увидит совершенно оформленную ג (гимель), расположенную над י (йод), в большом перевёрнутом ד (далет); фигура, которая представляет борьбу добра и зла, с решительной победой добра. В сущности, ג (гимель), покоящаяся на йод – это троица, порождённая единством, это божественное проявление Слова, в то время как перевёрнутая далет – это троица, состоящая из двоицы зла, умноженной на саму себя.
Рассмотренная таким образом фигура Ориона может быть тогда отождествлена с фигурой архангела Михаила, борющегося с драконом, и появление этого знака, предстающего под этой формой, будет для каббалиста предзнаменованием победы и удачи.
Длительное созерцание небес возносит воображение, и тогда звёзды начинают отвечать на наши мысли. Линии, мысленно проведённые от одной звезды к другой первыми созерцателями, дали человеку первые представления о геометрии. В зависимости от того, взволнована наша душа или безмятежна, звёзды кажутся сверкающими угрозами или мерцающими надеждами. Небо, таким образом, – это зеркало человеческой души, и когда мы думаем, что читаем по звёздам, мы читаем самих себя.
Гаффарель, применяя к судьбам империй предзнаменования небесного Писания, говорит, что древние неспроста изображали в северной части неба все знаки плохих предзнаменований, и что во все века считалось, что бедствия приходят с севера, распространяясь по всей земле на юг.
«По этой причине, – говорит он, – древние изображали в северных частях неба зме́я или дракона рядом с двумя медведицами, поскольку эти животные есть настоящие иероглифы ига, разорения и всякого рода угнетения. И в самом деле, загляните в летописи и вы увидите, что все великие опустошения, когда-либо приходившие, приходили с севера. Ассирийцы, или халдеи, воодушевлённые Навуходоносором или Салманасаром, дали достаточное доказательство этой истины, когда сожгли храм и город, самый святой и самый великолепный во Вселенной, и полностью разорив народ, которому сам Бог особо покровительствовал и Отцом которого Он сам назвался. И разве другой Иерусалим, благословенный Рим, не часто ли испытывал на себе ярость той злой северной расы, когда жестокие Аларих, Гензерих, Атилла и другие князья готов, гуннов, вандалов и аланов разрушали его алтари и сравнивали его величественные строения с землёй... Ну что ж, в секретах этих небесных писаний, они читали в северной стороне несчастья и бедствия, поскольку a septentrione pandetur omne malum. Итак, глагол הפתה, который мы перевели как pandetur, означает также depingetur или scribetur, и тогда пророчество означает: Всё зло мира записано на небе с северной стороны.»
Мы привели этот отрывок из Гаффареля полностью, поскольку он вполне актуален в наше время, когда Север угрожает уже всей Европе; но судьба зимы в том, чтобы быть побеждённой Солнцем, и тьма сама должна рассеяться, приблизившись к свету. Вот что для нас является последним словом этого пророчества и секретом будущего.
Гаффарель добавляет к этому ещё несколько прогнозов, извлечённых из звёзд, например, постепенное ослабление Оттоманской империи; но, как мы уже сказали, его начертания созвездных букв весьма произвольны. Наконец, он утверждает, что взял свои предсказания у одного еврейского каббалиста, по имени Равви Шомер [Rabbi Chomer], и он даже не хвастается, что понял его труды достаточно точно.
Вот таблица магических знаков, которые были начертаны древними астрологами в соответствии с созвездиями Зодиака: каждый из этих знаков представляет собой имя гения – доброго или злого. Известно, что знаки Зодиака соответствуют различным небесным воздействиям и, соответственно, обозначают ежегодное чередование добра и зла.
Имена гениев, обозначенные этими символами таковы:
Мудрец, желающий читать по небу, должен учитывать также дни Луны, влияние которой очень велико в астрологии. Луна попеременно притягивает и отталкивает магнетический флюид Земли, и таким образом порождает морские приливы и отливы; поэтому следует хорошо распознавать её фазы и уметь различать их дни и часы. Новая луна благоприятна для начала всех магических дел: с первой четверти до полнолуния её влияние тёплое; от полнолуния до последней четверти, оно сухое; от последней четверти и до конца, оно холодное.
Теперь особые знаки всех дней луны, определённые двадцатью двумя ключами Тарот и знаками семи планет:
Из этой раввинической таблицы, которую Жан Бело и другие взяли у еврейских каббалистов, можно видеть, что эти древние учителя шли в своих заключениях от следствий к предполагаемым причинам, что вполне в рамках логики оккультных наук. Также видно, сколько различных значений заключено в этих двадцати двух ключах, составляющих универсальную азбуку Тарот, и это подтверждает истинность наших утверждений, что все секреты кабалы и магии, все тайны древнего мира, все знания патриархов, все предания с первобытных времён заключены в этой иероглифической книге Тота, Еноха или Кадма.
Одним сильным и простым способом нахождения небесных гороскопов есть тот, о котором мы сейчас расскажем; он примиряет Гаффареля с нами и может дать результату, поражающие своей точностью и глубиной.
Возьмите одну чёрную карту, в которой, днём, вы вырежете имя человека [т.е. сделать достаточно широкие прорези в форме букв имени], судьбу которого вы будете выяснять; прикрепите эту карту к одному концу трубы, сужающейся со стороны глаза наблюдателя, и расширяющейся со стороны карты; затем, поочерёдно, посмотрите [через трубу на ясное ночное небо] в четыре стороны света, начиная с востока и заканчивая севером. Обращайте внимание на все те звёзды, которые вы увидите сквозь буквенные прорези, затем переведите буквы в числа [согласно таблице соответствий] и проделайте то же самое с суммой этих чисел [т.е. вырежьте в новой чёрной бумаге полученное число и повторите процедуру]; подсчитайте сколько у вам удалось увидеть звёзд; затем, сложив это число с числом имени, снова напишите полученную сумму, но еврейскими буквами. Затем снова повторите процедуру, и запишите по отдельности все звёзды, которые вам встретились; затем на небесной планисфере найдите имена всех этих звёзд; упорядочьте их по их величине и их блеску, выберете самую большую и самую яркую в качестве полярной звезды вашей астрологической операции; затем найдите на египетской планисфере (таковая находится в достаточно полном виде и хорошо нарисованной в атласе большого труда Дюпюи), найдите имена и рисунки гениев, принадлежащих этим звёздам. Тогда выясните, какие счастливые или несчастливые знаки входят в имя исследуемого человека, и каково их влияние: на детство (знаки с восточной части неба), на отрочество (юга), на зрелость (запад), на старость (север), либо на всю жизнь (звёзды, попавшие в число [т.е. увиденные сквозь прорези этого числа], полученное сложением чисел букв и числа звёзд). Эта астрологическая операция проста и легка, и не требует долгих расчётов; она переносит нас в древнейшие времена и, очевидно, принадлежит, как в том можно убедиться, изучив труды Гаффареля и его учителя Рабби Шомера, первобытной магии патриархов.
Эта ономантическая астрология была таковой для всех еврейских каббалистов, как то доказывают их наблюдения, сохранённые Рабби Шомером, Рабби Каролом, Рабби Абюданом и другими учителями каббалы. Угрозы пророков различным империям мира основывались на характерах звёзд, находящихся вертикально над ими в обычном отношении сферы небесной к сфере земной. Вот почему, написав на небе Греции её имя на еврейском יוד или יוג, и переведя его в числа, они находили слово הרב, которое означает разрушение, разорение.
Они заключали, что после одного цикла из двенадцати периодов Греция будет разрушена и разорена.
Незадолго до сожжения и разрушения храма в Иерусалиме Навуходоносором, каббалисты заметили вертикально над храмом одиннадцать звёзд, расположенных так:
и которые все входили в слово הבשיח, написанное с севера на запад: Хибших, что означает осуждение и оставление без пощады. Сумма числа букв равна 423, что в точности соответствует продолжительности существования храма.
Империям Персов и Ассирийцев были предсказаны угрозы разрушения четырьмя вертикальными звёздами, которые входят в эти три буквы רוב (роб), а роковым числом, указываемым этими буквами было 208 лет.
Четыре звезды объявили также раввинам-каббалистам того времени падение и разделение империи Александра, вместившись в слово פרד (парад), разделять, число которого 284 указывает на всю длительность этого царства, как в его корне, так и в его ветвях.
Согласно Рабби Шомеру судьбы оттоманских властей в Константинополе были предначертаны заранее и явлены четырьмя звёздами, которые, выстроившись в слово כאח (каах), означают «быть слабым, больным, приближаться к концу». Звёзды, которые, в букве א, были самыми яркими, указывают на великую א и дают этой букве значение тысячи. Три буквы вместе дают 1025, которое надо считать начиная со взятия Константинополя Магометом II, расчёт, который ещё обещает много веков существования ослабленной султанской империи, поддерживаемых сейчас всей объединённой Европой.
МЕНЕ, ТЕКЕЛ, ПЕРЕС1, что Валтасар, в своём опьянении, увидел написанным на стене своего дворца лучами пламени, было ономантической интуицией того же рода, что и у раввинов. Валтасар, несомненно посвящённый своими евреями-предсказателями в чтение звёзд, механически и инстинктивно среагировал на светильники своего ночного пира, как он мог бы то сделать и на звёзды неба. Эти три слова, которые он нарисовал в своём воображении вскоре стали нестираемыми с его глаз и заставили побледнеть все огни его пира. Было не трудно предсказать царю, который, в осаждённом городе, предавался оргиям, – конец, подобный таковому Сарданапала. Мы уже говорили и повторим в качестве заключения этой главы, что только магнетические интуиции придают значимость и реальность всем этим каббалистическим и астрологическим расчётам, которые оказываются бесполезными и совершенно произвольными, если заниматься ими без вдохновения, из праздного любопытства и без могучей воли.
1. «И вот что начертано: мене, мене, текел, упарсин. Вот и значение слов: мене - исчислил Бог царство твоё и положил конец ему; Текел - ты взвешен на весах и найден очень лёгким; Перес - разделено царство твоё и дано Мидянам и Персам.» (Книга пророка Даниила 5:25-28) – прим. И.Х.