«Ритуал Высшей Магии» (Элифас Леви, пер. И. Харун) — Аркан XIX

«Ритуал Высшей Магии» (Элифас Леви, пер. И. Харун) — Аркан XIX

«Великие Арканы Таро» (Шмаков)
I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII XIII XIV XV XVI XVII XVIII XIX XX XXI XXII
«Догма Высшей Магии» (Элифас Леви, пер. И. Харун)
I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII XIII XIV XV XVI XVII XVIII XIX XX XXI XXII
«Курс Энциклопедии оккультизма» (Г. О. М.)
I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII XIII XIV XV XVI XVII XVIII XIX XX XXI XXII
«Ритуал Высшей Магии» (Элифас Леви, пер. И. Харун)
I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII XIII XIV XV XVI XVII XVIII XIX XX XXI XXII
Изображения Аркана из различных колод
I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII XIII XIV XV XVI XVII XVIII XIX XX XXI XXII

Глава 19
СОЛНЕЧНЫЙ МАГИСТЕРИУМ1

Мы подошли к числу, которое в Тарот отмечено знаком Солнца. Десятица Пифагора и умноженная на себя троица и в самом деле представляют мудрость, приложенную к абсолюту. Стало быть, мы собираемся здесь говорить об абсолюте.

Искать абсолют в беспредельном, в неопределённом и предельном – таково великое дело мудрецов, которое Гермес назвал солнечным делом.

Искать непоколебимые основы истинной религиозной веры, философской истины и превращения металлов – вот и весь секрет Гермеса, вот философский камень.

Этот камень один и мног; его разделяют анализом и восстанавливают синтезом. При анализе – это порошок, проекционный порошок алхимиков; до анализа и после синтеза – это камень.

Философский камень, – говорят учителя, – нельзя выставлять ни на воздух, ни перед взорами невежд; его нужно скрывать и заботливо хранить в самом секретном месте своей лаборатории, и всегда носить на себе ключ от места, где он заперт.

Тот, кто обладает великим арканом, тот истинный царь и даже более чем царь, ибо он недоступен никаким страхам и никаким тщетным надеждам. Какая бы болезнь ни поразила душу и тело, для её излечения более чем достаточно одного кусочка этого драгоценного камня, одной крупицы этого божественного порошка. «Кто имеет уши слышать, да слышит!» – как сказал Господь.

Соль, сера и ртуть – всего лишь вспомогательные элементы и пассивные инструменты великого дела. Всё зависит, как мы уже сказали, от внутреннего magnes Парацельса. Дело всё целиком в проекции, а проекция полностью совершается действенным и реализуемым ведением [пониманием] одного единого слова.

Есть только одна важная операция в деле, и она состоит в сублимации, которая, по Геберу, есть не что иное, как вознесение [возгонка] чего-то сухого посредством огня с прилипанием к своему собственному сосуду.

Тот, кто желает достичь ведения [понимания] великого слова и обладать великим арканом, должен, поразмышляв над началами нашего «Догмата», с вниманием прочесть герметических философов, и, нет сомнений, что он достигнет посвящения как достигали его другие; но нужно взять в качестве ключа к их аллегориям единый догмат Гермеса, содержащийся в изумрудной скрижали, и следовать, чтобы упорядочить познания и управлять операцией, порядку, указанному в каббалистической азбуке Тарот, полное и абсолютное толкование которой мы дадим в последней главе этого труда.

Среди редких и ценных книг, которые содержат тайны великого аркана, на первое место нужно поставить Химический путь или Наставление Парацельса, который содержит все тайны опытной физики и самой секретной каббалы. Оригинал этой рукописной книги хранится в библиотеке Ватикана. Сендивогий снял с неё копию, которой воспользовался барон Чуди для составления герметического катехизиса, содержащегося в его труде, озаглавленном «Огненная звезда». Этот катехизис, на который мы указываем мудрым каббалистам как на замену несравненного трактата Парацельса, содержит все истинные принципы великого дела в столь удовлетворительной и столь ясной форме, что надо быть полностью лишённым понимания оккультизма, чтобы после размышления над ним не прийти к абсолютной истине. Сейчас мы дадим сжатый анализ этого труда с несколькими пояснительными словами.

Раймонд Луллий, один из великих и возвышенных учителей науки, сказал, что для того, чтобы делать золото, нужно сначала иметь золото. Из ничего – ничего не сделать; богатство не создают с нуля, его прибавляют и приумножают. А потому пусть ищущие знания хорошенько поймут, что не нужно требовать от адепта ни ловкости рук, ни чудес. Герметическая наука, как и все настоящие науки, математически доказуема. Её результаты, даже материальные, такие же строгие, как и хорошо составленное уравнение.

Герметичное золото – это не только истинный догмат, свет без тени, истина без примеси лжи; это также и материальное, настоящее, чистое и самое драгоценное золото, которое можно найти в рудниках земли.

Но живое золото, живую серу, или истинный огонь философов, следует искать в доме ртути. Этот огонь питается воздухом; чтобы наилучше выразить его силу притяжения и расширения, его можно сравнить с молнией, которая поначалу является сухим и земным испарением, соединённая с влажным паром, но которая, в силу вознесения, обретает природу огня и воздействует на присущую ей влажность, которую она к себе притягивает и преобразовывает в свою природу; после чего она стремительно падает к земле, куда она притягивается фиксированной природой, сходной с её собственной.

Эти слова, загадочные по форме, но ясные по сути, чётко выражают то, что философы понимают под своей ртутью, обогащённой серой, которая становится повелителем и регенератором соли: это – АЗОТЪ, универсальная магнезия, великое магическое действующее начало, астральный свет, свет жизни, оплодотворённый душевной силой, умной энергией, который они сравнивают с серой из-за его сродств с божественным огнём. Что касается соли, то это – абсолютная материя. Всё, что материально, содержит соль, и вся соль может быть превращена в чистое золото, посредством совместного действия серы и ртути, которое иногда происходит настолько быстро, что превращение может произойти в одно мгновение или в течение часа, без усталости для оператора и почти без затрат; в другой раз, и при самых неблагоприятных атмосферных условиях, эта операция может занять много дней, месяцев, а иногда даже и лет.

Как мы уже сказали, в природе существуют два первостепенных закона, два основных закона, которые, уравновешивая друг друга, обеспечивают всемирное равновесие всех вещей; это – неподвижность и движение, в философии соответствующие истине и изобретению, а в абсолютной концепции – необходимости и свободе, которые являются самой сущностью Бога. Герметические философы дают имя неподвижного всему весомому, всему, что по своей природе стремится к центральному покою и неподвижности; они именуют летучим всё то, что самым естественным образом и с готовностью подчиняется закону движения, и они образуют свой камень анализом, т.е. возгонкой осаждённого, затем синтезом, т.е. осаждением летучего, чего они достигают, прикладывая к осаждённому, которое они называют своей солью, серную ртуть или свет жизни, направляемый и сделанный всемогущим одной тайной операцией. Тем самым они становятся повелителями всей природы и их камень находится везде, где есть соль, что означает, что ни одна субстанция не чужда великому делу, и что даже самые презренные и самые неблагородные на вид материи можно превратить в золото, что является истинным в том смысле, что, как мы уже сказали, все они содержат изначальную соль, изображаемую на наших эмблемах самим кубическим камнем, как это можно увидеть на символическом и универсальном фронтисписе ключей Василия Валентина.

Знать, как из любой материи извлечь чистую соль, которая в ней сокрыта, – это и означает владеть тайной камня. Итак, этот камень – это соляной камень, который од, или всемирный астральный свет, разлагает или воссоединяет; он един и множественен, ибо он может растворяться как обычная соль и вводиться в другие субстанции. Получив анализом, его можно назвать универсальным сублиматом; воссоединив путём синтеза, он является настоящей панацеей древних, ибо излечивает все болезни, как душевные, так и телесные, и был назван в полном смысле этого слова лекарством от всякой природы. Когда посредством абсолютного посвящения человек располагает силами универсального действующего начала, то этот камень всегда в его распоряжении, ибо экстракция камня тогда есть простая и лёгкая операция, вполне отличная от проекции, или металлической реализации. Этот камень, в сублимированном состоянии, нельзя подвергать воздействию атмосферного воздуха, который может его частично растворить и привести к потери им его качества. Более того, вдыхание испарений этого камня не безопасно. Мудрец с большой охотой хранит его в его естественных обёртках, точно зная, что может извлечь его одним единственным усилием своей воли и одни единственным применением универсального действующего начала к обёрткам, которые каббалисты называют корками [скорлупами]. Желая выразить иероглифически этот закон благоразумия, они давали свой ртути, олицетворяемой в Египте Германубисом, голову собаки, а своей сере, представленной Бафометом храма, или князем шабаша, ту козлиную голову, которая так обесславила оккультные организации средних веков. 2

Примечания

1. Одно из алхимических названий философского камня. – прим. И.Х.

2. Что касается минерального дела, то первоматерия исключительно минеральная, а не металл. Это – металлизированная соль. Эта материя называется растительной, потому что напоминает плод, и животной, потому что даёт некий вид молока и некий вид крови. Она содержит в себе огонь, который должен её растворить. – Важное примечание ко второму изданию. – Э.Л.