Аббат Тритемий, который был учителем магии Корнелия Агриппы, объясняет в своей «Steganography» секрет заклинаний и вызываний в слишком естественной и слишком философской манере, но возможно, именно поэтому, очень в простой и очень лёгкой.
Вызвать духа, – говорит он, – это войти в доминантную мысль этого духа, и если духовно мы поднимемся выше на той же линии, то мы увлечём этого духа с собой, и он будет служить нам; в противном случае, он увлечёт нас в свой круг, и мы будем служить ему.
Заклинать – это противопоставлять отдельному духу сопротивление тока и цепи; cum jurare1, клясться вместе, т.е. совершать акт общей веры. Чем больше в этой вере ревности и силы, тем более действенным является заклинание. Именно поэтому новорождённое христианство заставило умолкнуть оракулов; оно одно обладало тогда вдохновением и силой. Гораздо позже, когда святой Пётр состарился, т.е. когда мир посчитал, что у него есть в чём законно упрекнуть папство, на место оракулов пришёл дух пророчества. Савонарола, Иоахим де Флор, Ян Гус и многие другие по очереди смущали умы людей и переводили в плач и угрозы беспокойства и скрытые недовольства всех сердец.
Итак, можно быть одному, чтобы вызвать духа, но чтобы заклинать, надо говорить от имени круга или объединения; вот что изображает иероглифический круг, начертанный вокруг мага, из которого, во время операции, он не должен выходить, если не хочет в тот же миг потерять всю свою силу.
Рассмотрим теперь прямо главный вопрос, важный вопрос: возможны ли реальные вызывания и заклинания духов, и может ли эта возможность быть доказана научно?
На первую часть вопроса можно ответить сразу, что всё, невозможность чего не очевидна, может и должно временно приниматься за возможное. На вторую часть мы ответим, что с помощью великого магического догмата об иерархии и всеобщей аналогии, возможность реальных вызываний можно доказать каббалистически; что же касается феноменальной реальности результата добросовестно проведённых магических операций, то это – вопрос опыта.
В природе ничего не погибает, и всё, что выжило, продолжает существовать всегда в новых формах; но даже и предыдущие формы не разрушаются, ведь мы находим их в нашей памяти. Разве мы не можем увидеть в своём воображении ребёнка, которого мы знали, и который сейчас является стариком? Даже следы, которые мы считаем стёртыми из нашей памяти, на самом деле не исчезли, ведь какое-нибудь случайное обстоятельство может вызвать их, и мы их вспоминаем. Но как же мы их видим? Мы уже сказали, что видим их в астральном свете, который перемещает их в наш мозг при помощи действия механизма нервной системы.
С другой стороны, все формы пропорциональны и аналогичны идее, которая их определяет; они являются природными характерами, подписями этой идеи, как говорят маги, и как только активно вызывают идею, возникает и осуществляется форма.
Шрёпфер, известный ясновидец из Лейпцига, наводил ужас на всю Германию своими вызываниями, и его смелость в магических опытах была настолько велика, что его репутация стала для него невыносимым бременем; затем он был вовлечён в огромный поток галлюцинаций, которому он позволил образоваться; видения иного мира стали ему противны, и он покончил с собой. Эта история должна сделать осмотрительными любопытных к церемониальной магии. Природу не насилуют безнаказанно, и не безопасно играть с неизвестными и нерассчитанными силами.
Именно на этом основании мы отказывали, и всегда будем отказывать в удовлетворении пустого любопытства тех, которые требуют увидеть, чтобы поверить; и мы им отвечаем так, как мы сказали одной знаменитой особе из Англии, которая грозила нам своим недоверием:
«Вы имеете полное право не верить; что же касается нас, то это нас ни удручает, ни разубеждает».
Тем же, кто могут нам сказать, что они тщательно и старательно совершили все ритуалы, но ничего при этом не произошло, мы скажем, что они поступят хорошо, если воздержаться от дальнейших попыток, и что, быть может, это было им предупреждением природы, которая отказала им в этих эксцентричных делах, но если они упорствуют в своём любопытстве, им следует лишь повторить сначала.
Троичность, будучи основой магического догмата, обязательно должна соблюдаться при вызываниях; ведь она является числом, символизирующим осуществление и следствие. На каббалистических пантаклях, которые имею своей целью исполнение желания обыкновенно чертиться буква ש. Эта буква является также знаком козла отпущения в мистической каббале, и Сен-Мартен обращает внимание, что эта буква, вписанная в непередаваемую тетраграмму, делает из неё имя Искупителя людей יהשוה. Вот что имели в виду тайноведы средних веков, когда на своих ночных собраниях они представляли символического козла, имеющего на голове между двух рогов горящий факел. Это чудовищное животное, аллегорическую форму и странный культ которого мы опишем в пятнадцатой главе этого Ритуала, изображает собой природу, преданную анафеме, но выкупленную знаком света. Гностические вечери и языческие пиры, которые следовали в их честь, достаточно открывали то духовное следствие, которого адепты хотели достичь этим представлением. Всё это будет объяснено при объяснении ритуалов, очернённых и рассматриваемых теперь как байки, великого шабаша чёрной магии.
* * *
Внутри великого круга вызываний обычно чертят треугольник, причём, нужно обращать внимание на то, в какую сторону следует обратить его вершину. Если предполагается, что дух придёт с небес, оператор должен держаться в вершине и поместить алтарь окуриваний у основания; если же дух должен подняться из бездны, то оператор будет у основания треугольника, а жаровня – в вершине. Кроме того, на лбу, на груди и в правой руке нужно иметь священный символ, состоящий из двух объединённых треугольников, образующих шестиконечную звезду, изображение которой мы уже воспроизвели, и которая известна в магии под именем пантакля или печати Соломона.
Независимо от этих знаков, древние в своих вызываниях применяли мистические сочетания божественных имён, которые мы привели в «Догмате», согласно еврейским каббалистам. Магическим треугольником языческих теософов есть знаменитая ABRACADABRA, которой они приписывали чрезвычайные качества, и которую они изображали так:
Это сочетание букв есть ключ к пентаграмме. Начальная буква «А» повторяется в этом слове пять раз и воспроизводиться, во всей фигуре, тридцать раз, это то, что дают элементы и числа этих двух изображений.2
Отдельная «А» представляет единство первого начала или действующего начала (умственного или активного). «А», объединённая с «В», представляет оплодотворение двоицы единицей. «R» является знаком троичности, так как она иероглифически представляет истечение, являющееся результатом союза двух начал. Число букв слова – 11, складывает единицу посвящённого с десятицей Пифагора; и число 66, количество всех букв «треугольника», каббалистически3 образует число 12, которое является квадратом тройки [43] и, следовательно, мистической квадратурой круга. Мимоходом заметим, что автор Апокалипсиса, этого ключика к христианской каббале, составил число зверя, т.е. идолопоклонства, складывая 6 с удвоенной шестёркой ABRACADABRA, что даёт, каббалистически, 18, число, присвоенное в Тарот иероглифическому знаку ночи и невеждам: луне с башнями, с собакой, с волком и раком; таинственное и тёмное число, каббалистический ключ которого есть 9 – число посвящения.
Святой каббалист сильно выразился по этому поводу: «Кто имеет ум (т.е. ключ к каббалистическим числам), тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть»4. Это и в самом деле десятерица Пифагора, умноженная на саму себя и сложенная с суммой треугольного пантакля Абракадабры; вот, таким образом, краткое изложение всей магии древнего мира, вся программа человеческого гения, кого божественный гений Евангелия хотел поглотить или вытеснить.
Эти иероглифические сочетания букв и чисел относятся к практической части каббалы, которая, с этой точки зрения, подразделяется на Гематрию и Темуру. Эти вычисления, которые сейчас кажутся нам произвольными или неинтересными, тогда принадлежали философскому символизму Востока, и имели наибольшее значение в обучении священным понятиям, вышедших из оккультных наук. Абсолютная каббалистическая азбука, которая связывает первоидеи с притчами, притчи с буквами и буквы с числами, была тем, что тогда назвали ключами Соломона. Мы уже видели, что эти ключи, сохранившиеся до наших дней, но совершенно неизвестные, не что иное, как карты Таро, чьи древние аллегории были подмечены и оценены по достоинству впервые в наше время учёным археологом – Куром де Жебеленом.
Сдвоенный треугольник Соломона объяснён святым Иоанном замечательным образом. Есть, – говорит он, – трое свидетелей на небесах: Отец, Слово и Святой Дух, и трое свидетелей на земле: дыхание, вода и кровь. Таким образом, святой Иоанн находится в согласии с учителями герметической философии, которые дают их сере имя эфир, их ртути – имя философская вода, а их соль квалифицируют, как кровь дракона или менструацию земли: кровь или соль, соответствует в оппозиции Отцу, азотная или ртутная вода – Слову или Логосу, и дыхание – Святому Духу. Но понятия высшего символизма могут быть правильно поняты лишь истинными сынами науки.
К треугольным сочетаниям в магических церемониях присоединяют троекратное повторение имён с различными интонациями. На один из концов волшебной палочки часто надевалась маленькая намагниченная вилка, которую Парацельс заменил тризубом, рисунок которого мы здесь приводим.
Этот тризуб, образ триады, образован тремя пирамидальными зубцами, наложенными на греческое, или латинское, тау. На одном из зубцов, видим букву йод, пересекающую с одной стороны серп, а с другой – поперечную линию, образ, который иероглифически напоминает зодиакальный знак рака. На противоположном зубце лежит смешанный знак, напоминающий знак близнецов и льва. Между клешнями рака видно солнце, а возле льва – астрономический крест. На среднем зубце начертан иероглифически образ небесного змея, имеющего в качестве головы знак Юпитера. С боку от рака читается слово OBITO – отойди, отступи; а с боку от льва читается AP DO SEL – слово, составленное из абривиатуры, из слова, составленного каббалистически и по-еврейски, и наконец, из слова целого и вульганого: AP следует читать AR, потому что это первые две греческие буквы слова Архей; DO следует читать OD (од); и SEL (соль). Это три первых субстанции, и оккультные имена Архей и Од выражают то же самое что и сера и ртуть философов. На железном держателе, на который насаживается тризубец, видно трижды букву P.P.P. – фаллоидный и лингамный иероглиф; затем слова VLI DOX FATO, которые нужно читать взяв первую букву за число пентаграммы в римских цифрах, и завершить так: PENTAGRAMMATICA LIBERTATE DOXA FATO – надпись эквивалентная трём буквам Калиостро L.P.D.: свобода [liberté], сила [pouvoir], долг [devoir]. С одной стороны, абсолютная свобода; с другой – необходимость, или неизбежная фатальность; посередине – РАЗУМ, каббалистический абсолют, создающий мировое равновесие. Это удивительное магическое резюме Парацельса может служить ключом к тёмным каббалистическим трудам Вронского, замечательного учёного, который позволил себе увлечься более одного раза вне своего АБСОЛЮТНОГО РАЗУМА мистицизмом своего народа и имущественными спекуляциями, недостойными такого выдающегося мыслителя. Мы всё же отдаём ему честь и славу за то, что открыл прежде нас секрет тризубца Парацельса. Итак, Парацельс представляет пассивное – раком, активное – львом, ведение, или уравновешенный разум, Юпитером, или человеком-царём, повелевающим змием; затем он уравновешивает силы, давая пассивному плодородие активного, изображённое солнцем, а активному пространство и ночь для завоевания и просвещения под символом креста. Он говорит пассивному: Подчиняйся побуждению активного, и иди с ним через само равновесие сопротивления. Он говорит активному: Сопротивляйся неподвижности препятствия; упорствуй и продвигайся вперёд. Затем он объясняет те силы, изменённые великой центральной троицей: СВОБОДОЙ, НЕОБХОДИМОСТЬЮ, РАЗУМОМ. РАЗУМ в центре; СВОБОДА И НЕОБХОДИМОСТЬ в противолежащих точках. Там – сила тризубца: это рукоятка и основа; это – универсальный закон природы; это – сама суть дееслова, реализованная и показанная троицей человеческой жизни, архей или дух, од или пластический посредник, и соль или видимая материя.
Мы пожелали дать частичное объяснение этой фигуры, потому что она крайне важная и даёт меру самого великого гения оккультных наук. После этого объяснения можно понять, почему по ходу нашего труда, мы склоняемся всегда с традиционным почтением истинных адептов перед божественным Парацельсом.
Тризуб Парацельса является пантаклем, выражающим обобщение тройки в единице, которая, тем самым, заполняет священную четвёрку. Он приписывал этой фигуре все качества, которые еврейские каббалисты приписывали имени Яхве, и все чудотворные свойства Абракадабры иерофантов Александрии. Признаем, что это – пантакль и, следовательно, абсолютный и точный знак целого учения, которое было учением огромного магнетического круга, как для древних философов, так и для адептов средних веков. Возвращая ему, в наши дни, его первичное значение через ведение его тайн, нельзя ли вернуть ему всю его чудесную силу и всё его могущество против человеческих болезней?
Древние колдуньи, проводя ночь на перекрёстке трёх дорог, трижды пронзительно выкрикивали в честь трёхликой Гекаты.
Все эти фигуры, все эти действия, аналогичные фигурам, все эти расположения чисел и знаков, являются, как мы уже сказали, лишь инструментами для тренировки воли, привычки которой они определяли и закрепляли. Кроме того, они служат для того, чтобы соединить вместе, на время действия, все силы души человека и усилить творческую силу воображения. Это гимнастика для мысли, которая упражняется в своей реализации; поэтому следствие от подобных упражнений неизбежно, как сама природа, в том случае, если они выполнены с абсолютной уверенностью и с несгибаемой настойчивостью.
Верою, – говорил великий Учитель, – пересаживают деревья в море и перемещают горы. Любая практика, даже суеверная, даже бессмысленная, действенна, потому что является выражением воли. Именно поэтому молитва становиться более сильной, когда ею молятся в церкви, а не у себя дома, и она будет творить чудеса, если ею молиться в святых местах, т.е. местах, намагнетизированных сильным током влияния паломников, до которых приходится идти сто вёрст или двести, босяком и прося по дороге милостыню.
Люди смеются над простой женщиной, которая отказывает себе по утрам в кружке молока за один грош, и которая ходит ставить на магические треугольники часовен маленькую свечку за один грош, которая там сгорает. Но те, кто смеются – невежды, а простая женщина не слишком дорого платит за то, что таким образом покупает себе смирение и бодрость духа. Великие умы слишком надменны, чтобы просто пройти мимо, пожав плечами, они с шумом восстают против суеверий, который потрясает мир; но что из этого? Дома великих умов рушатся, и их остатки перепроданы поставщикам и покупателям свечек, которые позволяют охотно кричать везде, что их владычество закончено навсегда, при условии, что они правили всегда.
Великие религии никогда никого не боялись, кроме одного серьёзного соперника, и этот соперник – это магия.
Магия породила оккультные объединения, которые привели к революции, названной возрождением; но человеческий дух, ослеплённым безумной любовью, реализовал вплоть до мелочей аллегорическую историю о еврейском Геракле: расшатав столпы храма, он сам себя похоронил под его обломками.
Масонские общества теперь не знают высшего смысла своих символов, как и раввины не понимают Сефер Йециры и Зогара на восходящей лестнице трёх ступеней, с поперечной прогрессией справа налево и слева направо каббалистической семёрки.
Циркуль G...A... [Великого Архитектора] и угольник Соломона стали грубым и материальным нивелиром интеллигентного якобинизма, реализованного стальным треугольником: для неба и для земли.
Адепты-осквернители, которым ясновидящий Казотт предрёк насильственную смерть, превзошли в наши дни грех Адама; безрассудно сорвав плоды с древа знания, съесть которые они не знали как, они их бросили животным и пресмыкающимся на земле. Так началось царствование суеверий, и оно просуществует до тех пор, пока истинная религия снова не установится на вечных основаниях иерархии с тремя ступенями и строенной силы, которую тройка фатально или по провидению осуществляет в трёх мирах.
1. Conjurer – заклинать. – прим. И.Х.
2. Первый рисунок содержит пять букв А, второй – число тридцать, если сосчитать сумму букв: X(10)+X(10)+V(5)+V(5)=30. – прим. И.Х.
3. 6+6=12
4. Апокалипсис 13:18