ХОХМА
ДОМ
ГНОЗИС
Знание – это абсолютное и полное обладание истиной. Поэтому-то мудрецы всех веков содрогались перед этим абсолютным и страшным словом; они боялись присвоить себе первородное право божества, приписав себе знание, и поэтому вместо дееслова знать, они довольствовались словом, выражающим познание, а вместо слова знание, избрали слово гнозис, слово, выражающее собой только идею интуитивного познания.
Так что же знает человек на деле? – Ничего и, однако, ему не позволительно быть невеждой.
Он не знает ничего, но он призван узнать всё.
Итак, познание предполагает двоицу. Познающему нужно познаваемое.
Двоица – родительница общества и закона; это также и число гнозиса. Двоица – это единица, умножающаяся на себя, чтобы творить; и именно поэтому священные символы заставляют Еву произойти из груди самого Адама.
Адам – это человеческая тетраграмма, заключающаяся в таинственном йоде, образе каббалистического фаллоса. Добавьте к этому йоду троичное имя Евы, и вы составите имя Иеговы, – божественную тетраграмму, которая является сущностно каббалистическим и магическим словом:
יהוה
которое произносил в храме первосвященник, как Йодхева.
Вот как единица, свершившаяся в плодородии троицы, образует вместе с нею четверицу, которая есть ключ ко всем числам, ко всем движениям и всем формам.
Квадрат, вращаясь вокруг себя, образует равный себе круг, а квадратура круга и есть круговое движение четырёх равных углов, вращающихся вокруг одной точки.
То, что вверху, – говорит Гермес, – равно тому, что внизу: – вот двоица, служащая мерой единицы; а отношение равенства между верхом и низом – вот то, что образует вместе с ними троицу.
Творческое начало – это идеальный фаллос; а сотворённое начало – это оформленный ктеис. [надо понимать, что идея творит форму.]
Вставление вертикального фаллоса в горизонтальный ктеис образует ставрос гностиков, или философский крест масонов. Вот как скрещивание двоих даёт четыре, которые, двигаясь, образуют круг со всеми его градусами.
א – это мужчина; ב – это женщина; 1 – это начало; 2 – это слово; А – это активное; B – это пассивное; единица – это Воаз; и двоица – это Иоахин.
В триграммах Фу-Си, единица – это янь; и двоица – это инь.
Воаз и Иахин – это имена двух символических столпов, стоявших в притворе каббалистического храма Соломона.
Два этих столпа объясняют в каббале все тайны антагонизма, будь то природного, политического или религиозного, и они же объясняют дающую рождение борьбу между мужчиной и женщиной, ибо, по закону природы, женщина должна сопротивляться мужчине, а он должен её очаровать или подчинить.
Активное начало ищет начало пассивное, полнота влюблена в пустоту. Пасть змеи притягивает её хвост и, вращаясь, она сама от себя убегает и сама себя преследует.
Женщина – это творение мужчины, а мировое творение – это женщина первоначала.
Когда начало бытия стало творцом, оно воздвигло йод, или фаллос, и, чтобы найти ему место в полноте нетварного света, ему потребовалось вырыть ктеис, или яму, тени, равную размеру, определённому его творческим желанием и присвоенному им идеальному йоду прямого света.
Таков таинственный язык каббалистов Талмуда, и, вследствие невежества и злобы толпы, мы не находим возможным объяснить, или упростить, его больше.
Итак, что такое творение? – это дом Дееслова-творца. Что такое ктеис? – это дом фаллоса.
Какова природа активного начала? – изливать. Какова природа пассивного начала? – собирать и оплодотворять.
Что такое мужчина? – это посвятитель, тот, кто ломает, пашет и сеет.
Что такое женщина? – это образовательница, та, кто воссоединяет, орошает и жнёт.
Мужчина воюет, женщина несёт мир; мужчина разрушает, чтобы творить, женщина строит, чтобы сохранять; мужчина – это революция, женщина – это примирение; мужчина – отец Каина, женщина – мать Авеля.
Что такое мудрость? – это примирение и соединение обоих этих начал; это кротость Авеля, направляющая энергию Каина; это мужчина, следующий кротким внушениям женщины; это распутство, побеждённое законным браком; это революционная энергия, смягчённая и укрощённая кротостью порядка и мира; это гордость, подчинившаяся любви; это наука, признающая вдохновение веры. – Вот когда человеческое знание становится мудрым, потому что тогда оно скромно, и подчиняется непогрешимости мирового разума, просвещённого любовью, или мировой любовью. Вот когда оно может принять имя гнозис, потому что тогда оно, по крайней мере, знает, что ещё не может похвастаться совершенным знанием.
Единица не может проявиться, кроме как через двоицу; единица сама по себе и идея единицы уже дают два.
Единство макрокосма открывается двумя противоположными вершинами двух треугольников:
Единство человека составляется из правой и левой сторон. Первый человек – это андрогин [двуполый]. Все органы человеческого тела расположены по два, за исключением носа, языка, пупка и каббалистического йода.
Божество, единое в своей сущности, имеет два сущностных условия, в качестве фундаментальных основ своего бытия, это – необходимость и свобода.
Законы высшего разума делают свободу необходимой, и она является необходимо разумной и мудрой.
Чтобы сделать свет видимым, Бог всего лишь допустил тень.
Чтобы проявить истину, он сделал возможным сомнение.
Тень – это выталкиватель света, и возможность ошибки необходима для проявления истины во времени.
Если бы щит Сатаны не остановил бы копьё Михаила, то сила архангела потерялась бы в пустоте или должна была бы проявиться бесконечным разрушением, направленным сверху вниз.
И если бы нога Михаила не воспрепятствовала восхождению Сатаны, то Сатана низложил бы Бога или, скорее, сам потерялся бы в неизмеримых глубинах высоты.
Итак, Сатана необходим Михаилу, как пьедестал необходим для статуи, и Михаил необходим Сатане, как тормоз для локомотива.
В аналоговой и мировой динамике опереться можно только на то, что сопротивляется.
Поэтому Вселенная уравновешивается двумя силами, которые поддерживают её в равновесии: силой притягивающей и силой отталкивающей. Обе эти силы существуют в физике, в философии и в религии. В физике они создают равновесие, в философии – критику, в религии – постепенное откровение. Древние изображали эту тайну борьбой Эроса с Антэросом, битвой Иакова с ангелом, равновесием золотой горы, которую обвязали символическим змеем Индии, с одной стороны боги, с другой – демоны.
Она также изображается кадуцеем Германубиса, двумя херувимами ковчега, двумя сфинксами колесницы Осириса, двумя Серафимами, белым и чёрным.
Её научная реальность доказывается явлениями полярности и универсальным законом симпатий и антипатий.
Неразумные ученики Зороастра обожествили двоицу, не соотнеся её с единицей, разделив тем самым столпы храма и желая расщепить Бога. Двоица в Боге существует только через троицу. Если вы понимаете абсолют как два, то тотчас же его необходимо понять как три, чтобы восстановить единство [целостность].
Поэтому-то материальные стихии, аналогичные стихиям божественным, постигаются как четыре, объясняются как два и, в конечном счёте, существуют как три.
Откровение – это двоица; всякое дееслово двойственно и предполагает два.
Духовность, проистекающая из откровения, основана на антагонизме, который есть следствие двоицы. Дух и форма взаимно притягиваются и отталкиваются, как идея и знак, как истина и вымысел. Высший разум, сообщаясь с конечными умами, делает необходимым догмат, а догмат, переходя из области идей в область форм, делается причастником двух миров и необходимо имеет два значения, последовательно или одновременно говорящие как духу, так и плоти.
Также и в духовной области есть две силы: одна покушающаяся, и другая пресекающая, или искупляющая. Эти две силы в мифах книги Бытия изображены типовыми личностями Каина и Авеля.
Авель угнетает Канна своим духовным превосходством; Каин, чтобы освободиться, обессмертивает своего брата, убив его, и становится жертвой собственного злодеяния. Каин не мог оставить в живых Авеля, и кровь Авеля не позволяет больше спать Каину.
В Евангелии тип Каина заменён типом блудного сына, которому его отец всё прощает, потому что он вернулся после многих страданий.
В Боге есть милосердие и справедливость: он поступает справедливо с праведными и милосердно с грешниками.
В душе мира, которая и есть универсальное действующее начало, существует ток любви и ток гнева.
Этот всё окружающий и всепроникающий флюид; этот луч, отделившийся от солнечной славы и сгущённый тяжестью атмосферы и центральной силой притяжения; это тело Святого Духа, что мы называем универсальным действующим началом, а древние изображали его в виде змея, кусающего свой хвост; этот электромагнитный эфир, этот жизненный и светоносный теплород изображён на древних памятниках поясом Исиды, который завязывается узлом любви вокруг обоих полюсов, и змеем, кусающим свой хвост – символом благоразумия и Сатурна.
Движение и жизнь заключаются в крайнем напряжении этих двух сил.
О, если бы, – сказал Господь, – ты был холоден или горяч!
На деле, великий преступник более жив, чем человек трусливый и тёплый, и его возврат к добродетели будет пропорционален энергии его заблуждений.
Женщина, которая должна раздавить голову змея – это ведение, всегда одерживающее верх над током слепых сил. Это, – говорят каббалисты, – морская дева, влажные ноги которой лижет своими огненными языками адский дракон, засыпая от наслаждения.
Таковы священные тайны двоицы. Но есть ещё одна, самая последняя тайна, которая не должна быть открыта: – причина этого, согласно Гермесу Трисмегисту, заключается в неведении толпы, которая придала бы необходимостям знания всё аморальное значение слепой фатальности. Нужно сдерживать толпу, – говорит он ещё, – страхом неизвестного; также и Христос говорил: «не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас». Древо познания добра и зла, плоды которого приносят смерть, есть образ этого священного секрета двоицы. Действительно, этот секрет, если его обнародовать, может быть только плохо понят, и обыкновенно от него приходят к кощунственному отрицанию свободной воли, которая есть духовное начало жизни. Следовательно, откровение этого секрета необходимо приводит к смерти, впрочем, это ещё не великий аркан магии; но секрет двоицы ведёт к секрету четверицы или, скорее, он из неё следует и решается троицей, содержащей в себе разгадку сфинкса в том виде, в каком она должна была быть найдена, чтобы спасти жизнь, искупить невольное преступление и обеспечить Эдипу царство.
В иероглифической книге Гермеса 1, называемой также книгой Тота, двоица изображается либо верховной жрицей с рогами Исиды, с покрытой головой и открытой книгой, которую она наполовину скрывает под своим плащом; либо женщиной-властительницей, греческой богиней Юноной с поднятой к небу одной рукой, а другой – опущенной к земле, как если бы она формулировала этим жестом единый и дуалистичный догмат, который является основой магии, и которым начинаются чудесные символы изумрудной скрижали Гермеса.
В Апокалипсисе св. Иоанна говорится о двух свидетелях или мучениках, которых пророческое предание называет Ильёй и Енохом: Илья – человек веры, рвения и чудес; Енох – это тот, кого Египтяне называли Гермесом, а Финикийцы почитали под именем Кадма, автора священной азбуки и универсального ключа посвящений в Слово, отца кабалы, того, – говорят святые аллегории, – кто не умер подобно всем остальным людям, но был взят на небо, чтобы вернуться в конце времён. Почти то же самое говорили и о самом святом Иоанне, который отыскал и объяснил в своём Апокалипсисе символы Слова Еноха. Это воскресение святого Иоанна и Еноха, ожидаемое в конце веков невежества, будет обновлением их учения, благодаря ведению [пониманию] каббалистических ключей, которые открывают храм единства и универсальной философии, слишком долго оккультной и предназначавшихся только для избранных, которых убивал мир.
Но мы сказали, что воспроизведение единицы двоицей необходимо приводит к понятию и догмату о троице, и мы приступаем, наконец, к этому великому числу, которое есть полнота и совершенное слово единства.
1. См. карты Таро. – прим. Э.Л.